Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/448"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ные или огненные высоты мира и небесные тверди, чтобы
представить возможным, что ваши боги изрекали теургам
такие божественные вещи. Себя, однако же, ты ставишь
выше этих вещей в силу своей умной жизни. Для тебя-де,
как философа, теургические очищения не представляются
необходимыми; но ты вводишь их* дня других. Чтобы
отплатить, так сказать, своим учителям, ты тех, которые
не могут философствовать, уговариваешь на то, что сам,
как человек способный к более возвышенному, признаешь
бесполезным; чтобы все, чуждые философской добродете-
ли, — добродетели крайне трудной и доступной немно-
гим, — полагаясь на твой авторитет, искали теургов, от
которых очищались бы если не в умной, то в чувствитель-
ной части души; а так как число таких, для которых
философствование — дело трудное, весьма велико, то
большинство вынуждено было идти к тайным и недозво-
ленным твоим учителям, а не в платоновские школы. Что
очищенные посредством теургического искусства в духов-
ной части души идут не к Отцу, а будут обитать в эфир-
ных странах среди эфирных богов, это наобещали тебе
нечистейшие демоны, выдающие себя за богов, пропо-
ведником и ангелом которых ты являешься.
Этого не слышит то множество людей, для освобож-
дения которых от власти демонов явился Христос. В Нем
они получают милосерднейшее очищение и ума, и души,
и тела. Ибо для того Он принял на Себя всего человека,
кроме греха, чтобы спасти от язвы грехов все, из чего
состоит человек. О, если бы и ты познал Его и полное
свое исцеление доверил Ему, а не своей человеческой,
немощной и слабой добродетели и опаснейшему любо-
пытству! Он, Которого, как пишешь и ты, признавали
святым и бессмертным и ваши оракулы, не обманул бы
тебя. О Нем, правда, поэтически, под вымышленным
образом другого лица, но довольно верно говорит и
знаменитейший поэт, если слова его относятся именно к
Нему:
Под руководством твоим преступлений последствия,
Если какие остались, уйдут, искупленные,
446