Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нам о Том, под властью Кого мы мирно жили бы в
общении с ними.
Что же ты, философ, боишься возвысить свободный
голос против завистливых властей в пользу истинных
добродетелей и даров истинного Бога? Ты отличил анге-
лов, возвещающих волю Отца, от ангелов, которые нисхо-
дят к теургам, привлекаемые каким-то, уж не знаю каким,
искусством. К чему же ты почитаешь последних в такой
степени, что говоришь, что они возвещают божественное?
О чем божественном возвещают те, которые не возвещают
воли Отца? Ведь именно их завистливый человек и обязал
священными заклинаниями не помогать очищению души;
так что добродетельный и желавший душевного очищения
не мог, как говоришь ты, разрешить их от этого обяза-
тельства и возвратить им власть. Неужели ты еще сомне-
ваешься в том, что это злые демоны? Или, может быть,
ты притворяешься, что не знаешь, из опасения оскорбить
теургов, от которых ты узнал эти вредные и глупые вещи,
как великое благодеяние? Неужели осмеливаешься еще эту
завистливую, не скажу власть, а заразу, не госпожу, но
напротив, как и сам признаешь, рабу завистливых возвы-
шать сквозь воздушное пространство на небо и помещать
даже между звездными вашими богами, бесславя эти самые
звезды подобным позором?
Глава XXVII
Гораздо человечнее и сноснее заблуждался твой еди-
новерец, платоник Апулей. Он хотя и почитал демонов,
занимающих место ниже луны, но вольно или невольно
должен был признать, что только эти демоны подверже-
ны страстям и волнениям ума; богов же высших и небес-
ных, обитающих в эфирных пространствах, видимых ли
то, блистающих своим светом, каковы: солнце, луна и
прочие небесные светила, или тех, которых признавал не-
видимыми, по возможности представлял чуждыми всяких
страстных волнений. Не от Платона, а от халдейских учи-
телей научился ты отводить человеческим порокам эфир-
445