Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
несомненно, что все бессмертно-блаженные существа, ко-
торые не завидуют нам (ибо, если бы завидовали, то не
были бы и блаженными), а напротив — любят нас, чтобы
сделать и нас блаженными, гораздо более покровительст-
вуют и помогают нам, когда мы вместе с ними чтим
единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, чем если
бы чтили жертвами их самих. #
Глава XXVI
Не знаю почему, но Порфирий, как мне кажется,
стыдился своих друзей-теургов. Ибо каков бы ни был его
образ мыслей об известном предмете, он не защищал его
с надлежащей искренностью против многобожия. Между
прочим, он говорит, что есть одни ангелы, которые,
нисходя к теургам, возвещают им божественное; и есть
другие, которые открывают на земле то, что относится к
Отцу: Его высоту и глубину. Вероятное ли в таком случае
дело, чтобы те ангелы, служение которых состоит в объяв-
лении воли Отца, желали, чтобы мы подчинялись не Тому,
волю Которого они нам возвещают? На этот раз и сам
платоник дает превосходный совет: скорее подражать им,
чем их призывать. Итак, мы не должны бояться, что
оскорбим бессмертные и блаженные существа, подчинен-
ные единому Богу, не принося им жертв. Ибо зная, что
их следует приносить только единому истинному Богу,
единением с Которым они блаженны сами, они, без
сомнения, не желают, чтобы мы приносили их им, пос-
редством ли какого-либо символического действия, или в
виде самого обозначаемого таинственным действием. Про-
тивоположное этому желание прилично только высоко-
мерию гордых и злополучных демонов, с которыми не
имеет ничего общего благочестие ангелов, покорных Богу
и блаженных не от чего другого, как от единения с Ним.
Для достижения этого блага и нами нужно, чтобы они
помогали нам с искренним благорасположением — не
настаивали, чтобы мы подчинялись им, и возвещали бы
444