Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/443"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Спаситель, — когда не понявшие Его слов и оскорбленные
ими удалились от Него, говоря: "Какие странные слова!
кто может это слушать?" (Иоан. VI, 60), — отвечал
оставшимся: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало"
(Иоан. VI, 63).
Таким образом, Начало, приняв душу и плоть, очищает
плоть и душу верующих. Поэтому на вопрос иудеев, кто
Он, Спаситель отвечал, что Он — "от начала Сущий"
(Иоан. VIII, 25). Будучи плотскими, слабыми, подвержен-
ными греху и омраченными неведением, мы, конечно, не
могли бы понять этого, если бы не были очищены и
исцелены Им; потому что мы и были, и вместе с тем —
не были. Были людьми, но не были праведными. В
воплощении же Его была человеческая природа, но она
была праведная, а не грешная. В этом и состояло пос-
редничество, которым простерта была рука помощи падшим
и лежащим; это — семя, вчиненное ангелами (Гал. III,
19), в изречениях которых был дан закон, повелевавший
почитать единого Бога, и обетования будущего пришествия
этого Посредника.
Глава XXV
Через веру в это таинство могли очищаться благо-
честивой жизнью и древние праведники, жившие не только
раньше того времени, когда еврейскому народу был дан
закон (так как их не оставляли Бог и ангелы), но и во
времена самого закона; хотя и казалось, что под видом
духовных предметов они имеют плотские обетования, поче-
му и завет тот называется Ветхим. Были в то время и
пророки, предрекавшие то же самое обетование, какое и
ангелы; из их числа был и тот, которого столь возвышенное
и божественное изречение о конечном человеческом благе
я привел несколько выше: "А мне благо приближаться к
Богу" (Пс. LXXII, 28). В псалме его достаточно ясно
указывается различие между двумя заветами, Ветхим и
Новым. Видя, что плотские и земные обетования в изо-
билии изливаются на нечестивых, пророк говорит, что
441