Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ченики. Наши герои, если бы можно было назвать их
этим именем, преодолевают Геру (Юнону) не "дарами,
являя покорность", а божественными добродетелями. И
Сципиону было дано прозвание Африканского за то, что
он победил Африку военной доблестью, а не за то, что
он умилостивил врагов дарами, дабы получить от них
пощаду.
Глава XXII
Исповедующие истинную религию люди Божий изго-
няют враждебную и противную благочестию воздушную
власть посредством заклинания, а не умилостивления; и
побеждают искушения враждебной силы посредством мо-
литвы, но молитвы не ей, а Богу. Она побеждает или
подчиняет себе всякого не иначе, как общением во грехе.
Потому и сама побеждается именем Того, Кто принял на
Себя и представлял Собою человека без греха, чтобы в
этом Священнике и в этой Жертве получалось отпущение
грехов, т. е. через Посредника между Богом и людьми,
человека Христа Иисуса, через Которого мы примиряемся
с Богом по очищении от грехов. Ибо людей от Бога
отделяют грехи, очищение от которых в настоящей жизни
происходит не по нашей добродетели, а по божественному
милосердию, по божественному снисхождению, а не по
нашей власти. Да и сама добродетель, какова бы она ни
была, хотя и называется нашей, подается нам божественной
благостью. Мы много бы приписали себе в этой плоти,
если бы наша жизнь к отложению ее не была делом
милости. Для того и дарована нам Посредником благодать,
чтобы, оскверненные плотью греха, мы очищались по-
добием плоти греха. Этой божественной благодатью, ко-
торою Бог явил к нам великое Свое милосердие, мы
водимся и в настоящей жизни через веру, и в будущей
достигаем полного совершенства через лицезрение самой
непреложной Истины.
438