Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XX
Поэтому оный истинный Посредник, Который, приняв
образ раба, сделался Посредником между Богом и людьми,
человек Христос Иисус хотя в образе Бога и принимает
жертву вместе с Отцом, с Которым Ok* — Бог единый,
однако в образе раба предпочел скорее быть жертвой Сам,
чем принимать ее, дабы и по этому поводу кто-нибудь
не подумал, что жертва приличествует какой-нибудь твари.
Таким образом, Он — и Священник, приносящий жертву,
и в то же время Сам — приносимая Жертва. Повседневным
таинством этого Он благоволил быть жертвоприношению
Церкви, которая, будучи телом этой Главы, считает при-
носимою через Него саму себя. Ветхозаветные жертвы
святых были многоразличными и разнообразными знаками
этой истинной жертвы; она одна изображалась множест-
вом их, как многими именами называется одна вещь,
когда усиленно стараются обратить на нее внимание. Эта
высочайшая и истинная жертва заменила собою все лож-
ные жертвы.
Глава XXI
Но когда времена были таким образом установлены и
предопределены, была попущена власть и демонам —
варварски враждовать против града Божия, возбуждая про-
тив него людей, над которыми они господствуют, и не
только принимать жертвы от предлагающих и требовать
от желающих, но и силою, путем преследования вымогать
их от нежелающих; власть эта, однако же, оказалась не
только неопасной для Церкви, но даже и полезной, вос-
полняя число мучеников, которые представляют собою тем
более славных и почетных граждан града Божия, чем
мужественнее, даже до крови, противоборствуют греху не-
честия. Если бы это допускало церковное словоупотребле-
ние, мы назвали бы их более изящным именем: своими
героями. Имя это взято от Юноны, которая по-гречески
называется Гера, и потому какой-то из ее сыновей (уж и
не вспомню, какой) в греческой мифологии был назван
436