Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что видимую жертву должно приносить не кому иному,
как Тому, невидимой жертвой Которому мы в своих
сердцах должны быть сами. В этих случаях нам способ-
ствуют, сорадуются и помогают по возможности ангелы и
все высшие и могущественнейшие по своей благости и
благочестию силы. Но если бы мы захотели предложить
нечто подобное им самим, они встретили бы это с
неудовольствием; они все это положительно запрещают,
когда посылаются к нам так, что мы чувствуем их при-
сутствие. В священных книгах есть тому примеры. Неко-
торые думали было, что ангелам надлежит воздавать покло-
нением или жертвоприношением почести, приличествую-
щие Богу, но ангелы уговорили их не делать этого, а
велели воздавать эту честь Тому, Кому одному считали ее
приличной (Апок. XIX; XXII). Святым ангелам подражали
в этом отношении и святые люди Божий. Так, Павел и
Варнава, совершившие в Ликаонии некоторое чудо исце-
ления, приняты были там за богов и ликаонцы хотели
было принести им жертвы; но они, отказавшись от этого
со смиренным благочестием, проповедали ликаонцам Бога,
в Которого веровали (Деян. XIV).
Гордость лживых духов требует себе этих почестей
потому, что эти почести, как им известно, приличествуют
истинному Богу. Не в трупном смраде, как говорит Пор-
фирий и как полагают некоторые, находят они удо-
вольствие, а в божеских почестях. Смрада весьма доста-
точно для них всюду и, если бы они захотели его больше,
могли бы найти себе сами. Следовательно, присваивающие
себе божественное достоинство духи услаждаются не дымом
от горения какого-нибудь тела, а душою молящегося, над
которою, обольстив и подчинив ее себе, они господствуют,
преграждая ей путь к истинному Богу и таким образом
препятствуя человеку быть жертвою Богу, пока он прино-
сит жертву кому-либо, кроме Бога.
435