Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
учили, что божественное провидение печется даже о земных
и низменных предметах; они основывались при этом на
гармонической красоте, замечаемой не только в телах
животных, но даже и в растениях. Во сколько же раз
очевиднее свидетельствуют о Божестве эти чудеса, коими
сопровождается проповедь о Нем? А эти чудеса подтвер-
ждают ту религию, которая запрещает приносить жертвы
всему небесному, земному и преисподнему, но велит
приносить их только единому Богу, Который один делает
нас блаженными, любя нас и будучи любим нами, —
Который, отводя определенные времена для жертвопри-
ношений и предсказывая их изменения на лучшие через
наилучшего Священника Своего, свидетельствует тем, что
Он не желает этих жертв, а указывает ими на лучшие; и
указывает не для того, чтобы этого рода почестями воз-
выситься Самому, а для того, чтобы, воспламенив огнем
любви к Нему, возбудить нас к почитанию Его и к
соединению с Ним, что составляет благо для нас, а не
для Него.
Глава XVIII
Но, быть может, кто-нибудь скажет, что эти чудеса
ложны, что их не было и что написанное о них — обман?
Говорящий так, если он отрицает любую возможность
верить относительно этого предмета каким бы то ни было
книгам, может сказать и о богах вообще, что они не
заботятся о смертном. Ибо почитать себя они заставили
ничем иным, как именно силой чудесных действий, о
которых рассказывает история язычников, боги которых в
состоянии были выказать себя скорее заслуживающими
удивления, чем доказать свою полезность. Поэтому в
настоящем своем сочинении, десятая книга которого на-
ходится теперь у нас под руками, мы поставили своей
задачей опровергать не тех, которые отрицают всякую
божественную силу или утверждают, что она не охраняет
человеческих дел; но тех, которые нашему Богу, Творцу
святого и славнейшего града, предпочитают своих богов,
не зная, что Он-то и есть невидимый и непреложный
433