Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/433"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
и возбранением такого рода жертв показывает, что Он не
нуждается ни в чем подобном.
Итак, если ангелы требуют жертв себе, то выше их
должны быть поставлены те ангелы, которые этих жертв
требуют не себе, а Богу, Творцу всего, Которому сами
служат. Этим они показывают, насколько искренне любят
нас, когда желают, чтобы мы были покорны Тому, от
лицезрения Которого они блаженны сами, и чтобы достигли
Того, от Кого сами они не отступили. Если же ангелы,
которые желают, чтобы жертвы приносились не единому
Богу, а богам многим, требуют жертв не себе, а тем богам,
ангелами которых они являются, то даже и в этом случае
выше них должны быть поставлены те ангелы, которые
суть ангелы единого Бога богов и которые велят приносить
жертвы Ему одному, а всякому другому воспрещают, —
коль скоро из тех никто не запрещает приносить жертвы
Тому, Кому одному велят приносить эти. Но если те не
суть ни ангелы добрые, ни ангелы добрых богов (как с
полной ясностью это показывает их горделивая лживость),
а суть злые демоны, требующие, чтобы жертвами мы чтили
не единого и высочайшего Бога, а их самих: то где должны
мы искать против них помощи, как не в едином Боге,
Которому служат ангелы добрые, — ангелы, повелевающие
служить жертвоприношениями не себе, а Богу, жертвой
Которому мы должны быть и сами?
Глава XVII
Далее, данный в ангельских изречениях закон Божий,
в котором велелось чтить религиозными установлениями
единого Бога богов и воспрещалось почитание прочих
богов, положен был в ковчеге, который был назван ковчегом
завета. Этим названием давалось понять, что не Бога,
Которого чтили всеми теми жертвоприношениями, заклю-
чал или содержал в себе этот ковчег, когда с места ковчега
давались Его ответы и некоторые доступные чувствам
человека знамения; но что отсюда изрекались заветы Его
воли. А когда закон был написан на каменных скрижалях
431