Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чайные явления на небе и на земле, то наводящие только
ужас, то причиняющие действительный вред; а те чудеса,
которые очевидно совершаются силою и властью этих
богов, как рассказывается, например, что изображения
богов-пенатов, которые бежавший Эней вывез из Трои,
переходили с места на место; что Тарквиний пересек
бритвою оселок; что эпидаврский змей пристал в качестве
спутника к Эскуланию, плывшему на корабле в Рим; что
корабль, на котором везли кумир фригийской Матери,
несмотря на все усилия людей и волов остававшийся
неподвижным, сдвинула с места и потащила в доказатель-
ство своего целомудрия одна женщина, зацепив его поясом;
что дева-весталка, которую подозревали в нарушении це-
ломудрия, устранила это подозрение, наполнив решето
водой из Тибра и не пролив ее), — все эти и подобные
им чудеса ни в каком отношении не могут сравниться по
своей силе и величию с теми чудесами, которые, как мы
читаем, совершались в народе Божием. Во сколько же раз
менее могут сравниться с ними те, которые признаны
запрещенными и подлежащими уголовному наказанию за-
конами самих этих народов, которые почитают подобных
богов, т. е. чудеса магические или теургические? Очень
многие из них, мерещась, обманывают человеческие чув-
ства, издеваясь над ними представлением несуществующих
образов, как бывает, например, когда сводят с неба луну,
как говорит Лукан:
Пока она пеной покроет взошедшие только посевы*.
А если некоторые, по действительности своей, и кажутся
подходящими к иным действиям, совершаемым благо-
честивыми, то цель, которая отличает их, дает видеть, что
наши несравненно их выше. Те чудеса указывают на
многих богов, которые тем менее должны почитаться
жертвами, чем более они требуют их; а наши указывают
на единого Бога, Который свидетельствами Своих Писаний
* Lucan. lib. 6.
430