Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Затем, пусть скажут нам люди, если только в них есть
хоть немного природного смысла, благодаря которому они
созданы, как существа разумные, — пусть, говорю, скажут:
тем ли богам или ангелам должны мы приносить жертвы,
которые приказывают приносить их себе самим, или же
Тому единому, Которому повелевают приносить воспре-
щающие приносить их и себе, и другим? Если бы даже
ни те, ни другие из них не совершали чудес, а одни
приказывали бы приносить жертвы себе, другие же вос-
прещали бы приносить себе, а велели бы приносить толь-
ко одному Богу, то благочестие само должно было бы
усмотреть, что в этом случае происходит от гордости и
что — от истинной религии.
Скажу даже больше: если бы на человеческий ум
действовали чудесами только те ангелы, которые жертв
требуют себе, а те, которые это воспрещают и велят
приносить жертвы только одному Богу решительно не
были бы одарены силой совершать чудеса; то и в таком
случае авторитет этих последних должен был бы быть
поставлен выше; не по указанию, конечно, телесного
чувства, а на основании разума. Если же Бог в подтвер-
ждение изрекаемой Им истины устроил так, что через
этих бессмертных вестников, проповедующих не о гордос-
ти своей, а о Его величии, творил чудеса даже большие,
несомненнейшие и яснейшие, чтобы те, которые жертв
требуют себе, не могли легко склонять к ложной религии
людей благочестивых, но еще не окрепших, представляя
их чувствам нечто изумительное; то кто же будет настоль-
ко безумным, чтобы не видеть истины, которой он должен
следовать, там, где он находит больше такого, что воз-
буждает его удивление?
В самом деле, чудеса языческих богов, о которых
рассказывает нам история (я разумею под ними не те
чудовищные явления, которые время от времени совер-
шаются по сокровенным, предустановленным и узаконен-
ным божественным провидением мировым причинам, и
которые, как утверждает лживая хитрость демонов, якобы
предотвращаются и умиротворяются демонскими обрядами,
как-то: необыкновенные рождения животных или чрезвы-
429