Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ложив на Него свое упование, надеется на Его помощь,
— не думаю, говорю, чтобы такой ум на удовольствия
своей или чужой плоти откликался непотребным соизво-
лением. А если то непослушание похоти, которое обитает
в смертных членах, движется помимо закона нашей воли,
как бы по своему собственному закону, то, будучи изви-
нительным в теле спящего человека, не гораздо ли более
извинительно оно в теле не откликающегося на него
соизволением?
Глава XXVI
Но, говорят, многие святые женщины, избегая во время
гонений преследователей своего целомудрия, бросались в
реку с тем, чтобы она унесла их и потопила; и хотя они
умирали таким образом, их мученичество, однако, весьма
почитается католической церковью. Не осмеливаюсь судить
об этом необдумано. Веление ли то божественного автори-
тета, чтобы церковь чтила подобным образом их память,
не знаю; может быть — и так. Что если женщины эти
поступили таким образом не по ошибке, а во имя испол-
нения божественного повеления, не заблуждаясь, а пови-
нуясь, подобно тому, как должны мы думать о Самсоне?
А когда велит Бог и не оставляет никаких сомнений
относительно того, что Он велит, кто сочтет послушание
— преступлением? Кто обвинит благочестивую покорность?
Но отсюда не следует, что всякий, кто решился бы
принести своего сына в жертву Богу, не совершил бы
преступления только потому, что подобным образом по-
ступил и Авраам. Ибо и солдат, когда убивает человека,
повинуясь поставленной над ним законной власти, не
делается по законам своего государства повинным в убий-
стве; напротив, если бы он не сделал этого, был бы
повинен в ослушании и пренебрежении власти. Но если
бы он сделал это самовольно, то совершил бы преступление.
Таким образом, в одном случае он будет наказан за то,
что совершил это без приказа, в другом — за то, что не
совершил того же, получив приказ совершить. А если
41