Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/429"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
приводя в качестве примера красоту маленьких цветов и
листочков, утверждал, что все это, столь презренное и
скоропреходящее, не могло бы иметь такого совершенства
форм, если бы не получало образования оттуда, где пре-
бывает непостижимая и непреложная, все в себе содер-
жащая форма*. На это указывает и Господь Иисус, когда
говорит: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут:
не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон
во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра
брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас,
маловеры!" (Мф. VI, 28 — 30). Итак, хорошо, что чело-
веческая душа, еще нетвердая вследствие земных желаний,
учится даже тех низших благ, которых желает временно,
которые необходимы только для земной преходящей жизни
и достойны презрения по сравнению с вечными благами
будущей жизни, ожидать только от единого Бога, чтобы
при желании даже и этого рода благ она не отклонялась
от Того, к Кому приходит она путем презрения и отречения
от них.
Глава XV
Итак, божественному провидению было угодно распо-
ложить течение времен таким образом, что, как я сказал
и как читаем в Деяниях апостольских, закон о почитании
единого Бога дан был "при служении Ангелов" (Деян.
VII, 53). В лице их (ангелов) видимо являлся сам Бог,
— не Своей субстанцией, для поврежденных очей оста-
ющеюся всегда невидимою, но посредством известных
признаков через подчиненную Творцу тварь; и говорил
членораздельными звуками человеческого языка во времени
Тот, Кто по природе своей не телесно, а духовно, не
чувственно, а разумно, не временно, а, так сказать, вечно
не начинает и не перестает говорить; и говорил такое,
что слушают ушами не тела, а ума Его служители и
вестники, которые, будучи бессмертно блаженными, на-
* Плотин. Эннеады. "О провидении" (III, 2; III, 3).
427