Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
лицу), и однако же просил: "Если я приобрел благоволение
в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я
познал Тебя" (Исх. XXXIII, 13). Поэтому, когда надлежало
грозным образом объявить через ангелов закон Божий, и
объявить не одному человеку или немногим мудрецам, а
целому роду и многочисленному народу, то перед этим
народом совершены были великие чудеса на горе, где этот
закон был дан через посредство одного в присутствии
множества людей, стоявших в страхе и ужасе перед тем,
что совершалось. Ибо израильский народ поверил Моисею
не так, как поверили лакедемоняне своему Ликургу, думая,
будто те законы, которые были им составлены, он получил
от Юпитера или Аполлона. Когда еврейскому народу
давался закон, которым повелевалось почитать единого
Бога, то в присутствии самого народа, — насколько
божественное провидение посчитало это нужным, — чу-
десными явлениями и землетрясениями было показано,
что при этом даровании закона тварь служила Творцу.
Глава XIV
Как идет правильно поставленное образование одного
человека, так и образование рода человеческого, насколько
это касалось народа Божия, совершалось в известные
периоды времени, как бы по возрастам, возводя его от
временного и видимого к пониманию вечного и неви-
димого; так что и в то время, когда в качестве божественных
обещались видимые награды, все же заповедалось почитание
единого Бога, чтобы человеческий ум даже ради самых
земных благодеяний преходящей жизни не покорствовал
никому, кроме истинного Творца души и Господа. Ибо
никто, кроме безумного, не станет отрицать, что все, чем
могут служить людям или ангелы, или люди, находится
во власти единого Всемогущего.
Как известно, о провидении рассуждал и платоник
Плотин: он говорил, что от высочайшего Бога, красота
которого непостижима и невыразима для человека, оно
простирается до самых земных и низших предметов; и,
426