Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/427"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
чудесного в этом мире, все это — несомненно меньше,
чем весь этот мир, т. е. небо, земля и все, что в них
существует; все это сотворено, конечно, Богом. И как сам
сотворивший, так и способ, которым Он сотворил, сок-
ровенны и непостижимы для человека.
Итак, хотя чудеса видимой природы и потеряли свою
цену по той причине, что мы их видим постоянно; однако,
если обратить на них мудрое внимание, они окажутся
удивительнее самого необыкновенного и редкого (чуда).
Да и сам человек представляет собою большее чудо, чем
всякое чудо, совершаемое человеком. Поэтому Бог, сот-
воривший видимые небо и землю, не гнушается творить
видимые чудеса на небе и на земле, посредством которых
возбуждает к почитанию невидимого Себя душу, еще
преданную видимым предметам; но где и когда сотворить
их, непреложный совет для этого находится в Нем самом,
в планах Которого все будущие времена суть времена уже
существующие. Ибо, давая движение временным предметам,
сам Он не движется во времени; что должно быть совер-
шено, Он знает так же, как и совершенное; внимает
призывающим так же, как видит и имеющих призывать.
И когда внимают ангелы Его, внимает в них Он как в
истинном, нерукотворенном Своем храме, как внимает и
в святых людях Своих; во времени осуществляются Его
же веления, предусмотренные Его вечным законом.
Глава XIII
Не следует смущаться, что, будучи невидимым, Он, как
повествуется, часто являлся праотцам. Ибо как звук, при
посредстве которого слышится мысль, возникающая в
безмолвии сознания, не есть то, что есть сама эта мысль;
так и тот образ, в котором был видим Бог, невидимый
по природе, не был тем, что есть Он сам. И тем не
менее в телесном образе был видим сам Бог, как в звуке
голоса слышится сама мысль. Знали и праотцы, что, видя
в телесном образе невидимого Бога, они видели не то,
чем Он был. Так, Моисей разговаривал с Ним (лицом к
425