Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/426"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
какой путь указывает египетская мудрость к блаженной
жизни. При этом, между прочим, он говорит, что те,
по-видимому, напрасно ищут мудрости, которые обраща-
ются к богам для того, чтобы тревожить божественный
ум или ради достижения преходящих благ, или ради
приобретения имущества, или ради браков, или ради
торговли, или ради чего-либо еще в подобном роде. Да
и сами божества, к которым они обращаются, хотя и
предсказывают о прочих вещах нечто истинное, но поелику
не дают относительно блаженства никаких верных и до-
статочно пригодных указаний, суть не боги и даже не
добрые демоны, но или тот род, который называется
лживым, или же чистейший человеческий вымысел.
Глава XII
Но поелику посредством этих знаний творятся такие
вещи, которые превышают человеческие возможности, то
остается предположить, что предсказываемое и совершае-
мое, по-видимому, чудесно и говорит об участии некоей
силы как бы свыше, но не относится при этом, однако,
к почитанию единого Бога, быть в общении с Которым
составляет единственное блаженнотворящее благо, как это
признают и с достаточной основательностью доказывают
и платоники; (все это) благоразумие требует считать глум-
лением со стороны злых демонов и лукавыми ловушками,
которые надлежит устранять истинным благочестием. Отно-
сительно же тех чудес, которые совершаются или через
ангелов, или каким-либо иным сверхъестественным обра-
зом, но так, что обращают умы к почитанию и к религии
единого Бога, в Котором одном заключается блаженная
жизнь, — относительно этих чудес надлежит веровать, что
они совершаются действием Божиим теми и через тех,
которые нас любят истинно и благочестиво. При этом не
следует слушать тех, которые не признают, что невидимый
Бог совершает видимые чудеса. Ведь и по их мнению
сотворил же Бог мир, видимость которого они ни в коем
случае не могут отрицать. А все, что ни совершается
424