Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
доброжелательным и освобождал богов от опасения ока-
зывать помощь в добре, нет?
Так вот какова эта знаменитая теургия, вот каково это
пресловутое очищение души! В ней более вымогает нечистая
ненависть, чем вымаливает чистая доброжелательность. Не
побуждает ли она остерегаться и отвращаться лживости
злых духов и слушать спасительное учение! А что занима-
ющиеся этими мерзкими очищениями, совершаемыми пос-
редством святотатственных обрядов, видят будто бы очами
очищенного духа некоторые, по словам Порфирия, прекрас-
ные образы ангелов ли, или богов (если только, впрочем,
они видят что-нибудь подобное), так это то, о чем говорит
апостол: "Й не удивительно: потому что сам сатана при-
нимает вид Ангела света" (II Кор. XI, 14). Эти видения
есть дело того, кто, желая уловить несчастные души мерз-
кими обрядами многих и ложных богов и отвратить их
от почитания истинного Бога, которым они единственно
очищаются и спасаются, подобно тому, как говорится о
Протее:
В различных является видах*,
то преследует как враг, то лживо приходит на помощь,
но вред причиняет и там и здесь.
Глава XI
Гораздо лучше рассуждает этот Порфирий в своем
письме к египтянину Анебону, в котором под видом
человека, ищущего вразумления и ответа на занимающие
его вопросы, разглашает и опровергает святотатственные
знания. Хотя в письме этом он делает неблагоприятный
отзыв о всех демонах, говоря, что они по неразумию
вбирают в себя влажные испарения и потому живут не в
эфире, а в воздухе под луною и на самой луне; но ту
лживость и злобу, то непотребство, которые справедливо
* Virg. Gcong. IV.
420