Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/417"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава VIII
Если бы я обратился к давно минувшим временам, то
вынужден был бы рассказывать гораздо пространнее, чем
сколько нужно, о том, какие совершены были чудеса в
подтверждение обетовании Божиих, которыми Бог за тысячу
лет предсказал Аврааму, что в семени его благословятся
все будущие народы (Быт. XVIII, 18). Кто, в самом деле,
не удивится тому, что бесплодная жена Авраама родила
сына в таких преклонных летах, когда уже не может
рожать и плодовитая женщина; что при жертвоприношении
того же Авраама пламя, явившееся с неба, прошло между
разделенными надвое жертвами (Быт. XV, 15); что ангелами,
которых Авраам гостеприимно принял как людей и от
которых получил обетование о будущем потомстве, была
ему предсказана гибель содомлян от небесного огня (Быт.
XVIII, 20); что теми же самыми ангелами возвещено было
чудесное от этой погибели спасение сына его брата, Лота
(Быт. XIX, 17), жена которого, оглянувшаяся в пути назад,
превращена была мгновенно в соль, таинственно научая
тем, что на пути спасения никто не должен желать
прошлого?
А сколько чудесного было совершено Моисеем в Египте
для освобождения народа Божия от ига рабства, причем
попущено было совершить некоторые чудеса и волхвам
фараона, т. е. египетского царя, угнетавшего этот народ,
чтобы тем чудеснее побеждены были они Моисеем (Исх.
VII, 10)? Они действовали при помощи волхвований и
чародейств, которым преданы злые ангелы, т. е. демоны;
но Моисей с помощью ангелов легко превзошел их, будучи
настолько же могущественнее их, насколько и праведнее
во имя Господа, сотворившего небо и землю. Затем, когда
на третьей казни искусство волхвов оказалось бессильным,
Моисеем по великому и таинственному распоряжению
было произведено десять казней, которыми жестокие сердца
фараона и египтян доведены были до согласия отпустить
народ Божий. Но они тотчас же раскаялись, и когда
выступили вслед за вышедшими евреями, а евреи проходили
14 3ак. 3597
415