Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в
одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно
и то же дело, так мы многие составляем одно тело во
Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. XII, 3
— 5). "Мы многие составляем одно тело во Христе": вот
жертва христианская! Это-то Церковь и вцражает известным
для верующих таинством алтаря, которым показывается
ей, что в том, что приносит, приносится она сама.
Глава VII
Так как бессмертные и блаженные существа, обитающие
в небесных жилищах и соутешающиеся общением со своим
Творцом, вечностью Которого они крепки, истиною не-
поколебимы, дарами святы, любят нас, смертных и зло-
получных, из милосердия, чтобы мы стали бессмертными
и блаженными; то они не желают, конечно, чтобы жертву
мы приносили им, а не Тому, Кому вместе с нами и
они сами приносят жертву. С ними составляем мы один
град Божий, к которому обращены слова псалма: "Славное
возвещается о тебе, град Божий!" (Пс. LXXXVI, 3). Одна
часть его, которая в нас, странствует; другая, которая в
них, подает помощь. Из этого горнего града, в котором
законом служит умная и непреложная воля Божия, из
этого в своем роде сената (curia), — так как в нем
пребывает забота (сига) о нас, — снизошло к нам при
посредстве ангелов то святое Писание, в котором сказано:
"Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да
будет истреблен" (Исх. XXII, 20). Это Писание, этот за-
кон, эти заповеди подтверждаются столькими чудесами,
что совершенно очевидно, кому хотели бы видеть нас
приносящими жертву те бессмертные и блаженные сущес-
тва, которые желают нам того же, чего и себе.
414