Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
греху в орудие неправды, а Богу в орудия праведности
(Рим. VI, 13). Убеждая поступать так, апостол говорит:
"Умоляю вас, братия, милосердием Божийм, представьте
тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу,
для разумного служения вашего" (Рим. XII, 1). Если же
тело, которым душа пользуется как последним слугою или
инструментом, становится жертвой, когда правильное и
доброе пользование им имеет отношение к Богу, то во
сколько же раз более становится жертвой сама душа, когда
она возносится к Богу так, что, воспламенившись любовью
к Нему, снимает с себя образ мирской похоти, и, подчи-
нившись Ему, как бы преобразуется по Его непреложному
образу, угождая Ему тем, что получила от красоты Его?
"Не сообразуйтесь с веком сим, — продолжает апостол,
— но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам
познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и
совершенная" (Рим. XII, 2).
Итак, если истинные жертвы суть дела милосердия или
к нам самим, или к ближним, имеющим отношение к
Богу; дела же милосердия совершаются не иначе, как ради
того, чтобы мы освободились от злополучия и стали
блаженными, что достигается только при помощи блага,
о котором сказано: "А мне благо приближаться к Богу"
(Пс. LXXII, 28); то само собою следует, что весь этот
искупленный град, т. е. собор и общество святых, прино-
сится во всеобщую жертву Богу тем великим Священником,
Который принес и самого Себя за нас в страдании в
образе раба, чтобы мы для такой Главы были телом. Этот
образ раба Он принес в жертву; в нем принес Он и
самого Себя; в силу этого образа Он — Посредник: в
нем Он и Священник, и Жертва. Поэтому, увещая, чтобы
мы представили свои тела в жертву живую, святую, бла-
гоугодную Богу, в разумное служение Богу, — чтобы не
сообразовывались с веком сим, но преображались обнов-
лением ума своего, чтобы познавать, в чем состоит воля
Божия и в каком отношении сами мы составляем благую,
угодную и совершенную жертву, апостол говорит: "По
данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте
о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно,
413