Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/414"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и сми-
ренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих. VI, 6 —
8). И в словах этого пророка различается то и другое и
ясно показывается, что Бог не требует самих по себе тех
жертв, которыми обозначаются жертвы, Kofopbix Он требует.
В послании, надписанном "К Евреям", апостол говорит:
"Не забывайте также благотворения и общительности, ибо
таковые жертвы благоугодны Богу" (Евр. XIII, 16). И в
словах: "Я милости хочу, а не жертвы" (Ос. VI, 6) нужно
разуметь ничто иное, как жертву, предуказанную жертвой,
так как то, что всеми называется жертвою, есть знак
истинной жертвы. Милость же — жертва, конечно, ис-
тинная; поэтому и сказано то, что несколько выше было
мною приведено: "Таковые жертвы благоугодны Богу".
Итак, все, что различным образом предписано было насчет
жертв в скинии или храме, все это служило для обозначения
любви к Богу и ближнему; ибо "на сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки" (Мф. XXII, 40).
Глава VI
Поэтому истинною жертвою бывает всякое дело, которое
совершается нами из желания быть в святом общении с
Богом, т. е. дело, имеющее отношение к тому конечному
благу, которым мы могли бы быть истинно блаженными.
Отсюда и само милосердие, которое оказывается человеку,
не составляет жертвы, если оно совершается не ради Бога.
Ибо хотя жертва приносится человеком, она тем не менее
— дело божественное (res divina), так что древние называли
ее и этим именем. Почему и сам человек, посвященный
и обещанный Богу, есть жертва, насколько он умирает
для мира, чтобы жить для Бога. К милосердию же относится
и то, что каждый совершает над самим собою. Поэтому
написано: благоугождая Богу, милосердствуй о душе своей
(Сир. XXX, 24). Даже тело наше становится жертвой, когда
мы очищаем его умеренностью, если делаем это так, как
должны делать ради Бога, т. е. предавая свои члены не
412