Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дотворяется истинными добродетелями. Это благо нам
заповедуется любить всем сердцем, всею душою и всеми
силами. К этому благу мы должны приводиться теми,
которые нас любят, и в то же время вести тех, кого
любим сами.
Так исполняются те две заповеди, в которых заключается
весь закон и все пророки: "Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разу-
мением твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
(Мф. XXII, 37, 39). Так как человек уже научился любить
самого себя, то ему и указана цель, к которой он должен
направлять все свои действия, чтобы быть блаженным.
Ведь тот, кто любит самого себя, желает именно того,
чтобы быть блаженным. Достижение этой цели и указано
в единении с Богом. Итак, когда человеку, уже знающему,
как любить самого себя, заповедуется любить ближнего,
как самого себя, то что другое ему заповедуется, как не
то, чтобы он, насколько может, содействовал ближнему
любить Бога? Вот это и есть богопочитание, это и есть
истинная религия, это и есть благочестие, это и есть
служение, приличествующее только Богу! Итак, если какая-
нибудь бессмертная власть, какою бы силой она ни была
одарена, любит нас, — она желает нам для нашего
блаженства быть подчиненными Тому, Кому подчинена
сама и, вследствие этого подчинения, блаженна. Следова-
тельно, если она не почитает Бога, она злополучна, потому
что не имеет Бога; а если почитает Бога, то не желает,
чтобы почитали ее саму вместо Бога, а скорее помогает
и силами любви содействует тому божественному опреде-
лению, в котором написано: "Приносящий жертву богам,
кроме одного Господа, да будет истреблен" (Исх. XXII,
20).
Глава IV
Умолчу пока о другом, что относится к религиозному
служению, которым выражается почитание Бога; замечу
только, что нет человека, который бы осмелился утверждать,
что следует приносить жертву кому-либо, кроме Бога. С
409