Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
так, что сияют сами, и через общение с которым являются
совершенными и блаженными. Плотин, разъясняя мысль
Платона, часто утверждал, что та душа, которую они
считают душою мира, блаженна от того же источника, от
которого (блаженна) и наша; что есть некий отличный от
нее свет, которым она создана и духовно озаряемая которым
духовно сияет. Подобие этому бестелесному (свету) он
указывает в видимых великих небесных светилах: свет
представляет собою как бы солнце, а душа — как бы
луну. Ибо луна, как они полагают, светится светом,
отраженным от солнца.
Итак, этот великий платоник говорит, что разумная
душа (или, лучше, умная душа, к роду которой он относит
и души тех бессмертных и блаженных существ, которые,
в чем он нисколько не сомневался, обитают в небесных
жилищах) выше себя не имеют иной природы, кроме Бога,
Который сотворил мир и Которым создана и она; и что
тем премирным существам блаженная жизнь и свет поз-
нания истины сообщаются оттуда же, откуда и нам. В
этом отношении он согласен с Евангелием, в котором
читаем: "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о
Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но
был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет
истинный, который просвещает всякого человека, прихо-
дящего в мир" (Иоан. I, 6 — 9). В этом различении до-
статочно ясно показывается, что разумная или умная душа,
какою была душа Иоанна, не могла быть светом сама по
себе, но сияла вследствие общения с другим, истинным
Светом. Это подтверждает и сам Иоанн, когда, давая
свидетельство о Нем, говорит: "И от полноты Его все мы
приняли" (Иоан. I, 16).
Глава III
Если это так, то, — если бы платоники или какие-либо
другие философы, мыслившие подобным образом, поз-
навши Бога, прославили и возблагодарили Его как Бога,
407