Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
волю Божию, мы называем ангелами; они же этого не
допускают. Они полагают, что служение это отправляется
не теми, кого они называют богами, т. е. бессмертными
и блаженными, а демонами, которых они решаются на-
зывать только бессмертными, но не блаженными, или если
бессмертными и блаженными, то только добрыми демо-
нами, а не богами, которых помещают высоко и удаляют
от соприкосновения с людьми. Хотя и в данном случае
спор кажется также спором из-за имени, но имя демонов
до такой степени омерзительно, что мы должны всячески
устранить его от святых ангелов.
Закончим же настоящую книгу на том, что бессмертные
и блаженные существа, какое бы имя они ни носили, но
если они — существа сотворенные и созданные, не суть
посредники для злополучных смертных в деле возведения
их к бессмертному блаженству; потому что различие в том
и другом разделяет их. Те же посредники, которые с
высшими существами имеют общее бессмертие, а с низ-
шими — злополучие, — те, поскольку злополучны в
наказание на злобу, скорее могут завидовать нам в бла-
женстве, которого сами не имеют, чем сообщать его нам.
Друзья демонов не могут предоставить никакого сколько-
нибудь серьезного доказательства того, почему бы мы
должны были почитать как помощников тех, которых
должны скорее избегать как обманщиков. О тех же, кого
они считают добрыми и не только бессмертными, но и
блаженными, достойными под именем богов почитания
жертвами и жертвоприношениями ради получения блажен-
ной посмертной жизни, — о тех, кто бы они ни были
и какого бы названия ни были достойны, мы в следующей
книге с помощью Божией покажем, что они сами желают,
чтобы подобным религиозным служением почитался только
единый Бог, Которым они сотворены и через общение с
Которым блаженны.