Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/402"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Демоны же не созерцают в Премудрости Божией этих
вечных и, так сказать, основных причин, хотя по некото-
рым ускользающим от нас признакам предусматривают
будущее с гораздо большим умением, чем люди. Иногда
они предвещают и свои собственные действия. При этом
демоны часто ошибаются, ангелы же -*- никогда. Ибо
одно дело — строить догадки о временном и изменчивом
на основании временного и изменчивого и с этим сооб-
разовать свою временную и изменчивую волю и возмож-
ность осуществить свои предположения, — что при опре-
деленных условиях попущено демонам; и совсем другое
— предвидеть изменения времен в вечных и неизменных
законах Божиих, лежащих в Премудрости Божией, и поз-
навать по общению Духа Божия волю Божию, так же
непреложнейшую, как и могущественнейшую, — что спра-
ведливо присуще ангелам. Таким образом, последние не
только вечны, но и блаженны. Благо же, благодаря кото-
рому они блаженны, есть Бог, Которым они созданы. В
общении с Ним и в созерцании Его находят они неизмен-
ное наслаждение.
Глава XXIII
Если этих ангелов платоники предпочитают называть
богами, а не демонами, и к ним причислять тех богов,
которые, как пишет их автор и учитель Платон, созданы
высшим Богом, пусть называют; спорить с ними из-за
слов мы не будем. Ибо, если они называют их бессмер-
тными в том смысле, что они сотворены высшим Богом,
а блаженными представляют не через самих себя, а через
общение с Тем, Кем созданы: то они говорят то же, что
и мы, какими бы именами при этом не пользовались.
Что таково мнение всех или, по крайней мере, лучших
платоников, это можно увидеть из их сочинений. Да и
относительно самого имени боги, которым они называют
такого рода бессмертные и блаженные создания, между
ними и нами особых разногласий нет. И в своих священных
книгах мы читаем: "Бог богов, Господь возглаголал" (Пс.
400