Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/400"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XX
Впрочем, происхождение этого имени, если мы обра-
тимся к божественным книгам, представляет собою нечто
весьма достойное изучения. Они называются 5ш|юуе£, сло-
вом греческим, и названы так от знани*. Просвещенный
же Духом Святым апостол говорит: "Знание надмевает, а
любовь назидает" (I Кор. VIII, 1). Слова эти нужно
понимать в том смысле, что знание полезно лишь тогда,
когда есть любовь; без любви же оно надмевает, т. е.
приводит к безмерно напыщенной гордости. Таким образом,
демоны имеют знание без любви; и потому-то они так
надменны, т. е. горды, что старались присвоить себе
божеские почести и религиозное служение, приличные,
как им самим известно, только истинному Богу, и делают
это доселе, насколько могут и где могут. Какую же силу
над гордостью демонов, по праву владевших человеческим
родом, имеет божественное смирение, явившееся в образе
раба, этого не знают души людей, надменные нечистотой
превозношения, но на демонов похожие только гордостью,
но не знанием.
Глава XXI
Сами же демоны знают это так хорошо, что Господу,
облеченному слабостью плоти, говорили: "Что Тебе до
нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас!" (Марк.
I, 24; Мф. VIII, 29). Эти слова ясно показывают, что в
демонах было великое знание, но не было любви. Они
боялись угрожавшего им наказания от Него, но не люби-
ли в Нем правды. Он дал себя узнать им, однако же,
настолько, насколько пожелал; а пожелал настолько, на-
сколько было нужно. Дал узнать себя не так, как святым
ангелам, которые в силу того, что Он — Слово Божие,
участвуют в блаженной вечности Его; но дал узнать себя
так, как надлежало дать узнать, чтобы навести ужас на
тех, из-под тиранической власти которых Он хотел осво-
398