Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/40"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
этого, считая его поступок проявлением духа скорее слабого,
чем сильИ°го> ибо он являл собою не столько утверждение
чести, взбегающей бесчестного, а слабость, не способную
перенести несчастье. Это доказал и сам Катон на примере
своего любимого сына. Ведь если было бесчестием жить
под властью победившего Цезаря, то зачем отец сделал
соучастником этого бесчестия сына, внушив ему положиться
во всем на благосклонность Цезаря? Почему он не принудил
и его умереть вместе с собою?
Если Торкват поступил похвально, умертвив сына, ко-
торый вопреки приказу сразился с неприятелем и даже
победил его, то почему же побежденный Катон, не пощадив
себя, пощадил побежденного сына? Ужели быть победи-
телем, вопреки распоряжению, более бесчестно, чем терпеть
победившего неприятеля? Таким образом, Катон отнюдь
не считал бесчестным жить под властью победившего
Цезаря; иначе он освободил бы своего сына от этого
бесчестия отцовским мечем. Итак, что же значит его
поступок, как не то, что насколько он любил сына,
пощады которому он желал и ждал от Цезаря, настолько
же завидовал славе самого Цезаря, опасаясь, чтобы тот
не пощадил и его самого, как сказал об этом, говорят,
сам Цезарь; или же (чтобы сказать более снисходительно)
он стыдился этой славы.
Глава XXIV
Те, против кого направлена наша речь, не хотят, чтобы
мы Катону предпочитали праведного мужа Иова, который
счел лучшим смиренно терпеть столь ужасные страдания,
чем разом избавиться от них, приняв насильственную
смерть, или других святых, о которых говорят наши
облеченные высшим авторитетом и заслуживающие абсо-
лютного доверия священные книги, — которые мужест-
венно сносили плен и владычество врагов и не кончали
жизнь самоубийством. Из тех же мужей, которые описаны
в их творениях, этому самому Марку Катону мы пред-
почитаем Марка Регула. Катон никогда не побеждал Цезаря,
38