Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
от людей, чем люди очищаются демонами, и что люди
могли бы осквернить самих богов, если бы не защищала
их высота места! Кто же будет до такой степени несчастен,
что станет ожидать очищения для себя на таком пути,
где люди представляются оскверняющими, демоны осквер-
няемыми, боги способными к осквернению; а не изберет
такого пути, где не встречались бы оскверняющие демоны
и где люди бы очищались от скверны не подлежащим
скверне Богом для вступления в общество нескверных
ангелов?
Глава XIX
Так как некоторые из этих, если можно так выразиться,
демонопочитателей, к числу коих принадлежал и Лабеон,
утверждают, будто иные называют ангелами тех, кого они
называют демонами; то, чтобы не показалось, что мы
спорим из-за слов, я нахожу нужным сказать кое-что о
добрых ангелах, которых они не отрицают, но предпочитают
называть добрыми демонами, а не ангелами. Мы, следуя
Писанию, сообразуясь с которым делаемся христианами,
признаем ангелов как добрых, так и злых, но добрых
демонов не признаем вовсе. Где бы в этих книгах ни
находили мы имя демонов, оно означает только злых
духов. И такое значение слова до такой степени распрос-
транено среди народов, что даже из тех, которые назы-
ваются язычниками и чтут многих богов и демонов, едва
ли кто-нибудь, как бы ни был образован и учен, позволил
бы себе сказать в похвалу даже слуге: "Ты имеешь демона";
всякий, кому бы захотел он сказать это, воспринял бы
его слова не иначе, как брань. Эта-то причина и заставляет
нас после оскорбления вслух столь многих, даже почти
всех, привыкших понимать это слово не иначе, как в
худшем смысле, войти в рассмотрение обозначенного пред-
мета, потому что, присоединив имя ангелов, мы можем
загладить то оскорбление, которое могло быть причинено
названием демонов.
397