Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
подал бы нам для очищения и освобождения поистине
божественную помощь. Как неизменному Богу, Ему во
всяком случае нечего было бояться осквернения со стороны
человека, в которого Он облекся, или со стороны людей,
между которыми Он обращался, как человек. Немалую в
то же время важность имеет то, что Своим воплощением
Он дал спасительное доказательство того, что, с одной
стороны, истинное Божество не может оскверняться пло-
тью, с другой, что демоны не должны считаться лучше
нас потому, что не имеют плоти. Мы говорим о Том, о
Ком проповедует священное Писание, говоря, что един
"посредник между Богом и человеками, человек Христос
Иисус" (I Тим. II, 5). Но как о Его божестве, которым
Он всегда равен Отцу, так и о Его человечестве, которым
Он сделался подобным нам, говорить в настоящем случае
несвоевременно.
Глава XVIII
Те же ложные и лживые посредники-демоны, которые
в силу духовной нечистоты множеством своих действий
проявляют свое жалкое состояние и злобу, но которые в
то же время, благодаря расстояниям телесных мест и
легкости воздушных тел, стараются отвращать и отклонять
нас от духовного усовершенствования, — те посредники
не указывают нам пути к Богу, а, напротив, препятствуют
вступить на этот путь. На самом же (предлагаемом ими)
пути, — пути в высшей степени ложном и исполненном
заблуждения, которого не признает (истинным) путем спра-
ведливость: потому что к Богу мы восходим не через
телесное возвышение, а через духовное, т. е. через бесте-
лесное уподобление Ему, — на самом этом телесном пути,
который друзья демонов пролагают через стихийные сферы,
ставя демонов посредствующими между эфирными богами
и земными людьми, боги представляются имеющими ту
особенность, что не оскверняются соприкосновением с
людьми лишь благодаря пространственному расстоянию.
Таким образом выходит, что скорее демоны оскверняются
396