Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не существует. Там предмет опасения составляет вечное
злополучие; здесь смерть не внушает страха, потому что
не смогла остаться вечной, но заставляет любить себя
вечное блаженство. Посредник бессмертный и злополуч-
ный является посредником для того, чтобы преградить
доступ к блаженному бессмертию, так как препятствую-
щее этому, т. е. злополучие, остается постоянно; Посред-
ник же смертный и блаженный для того и предложил
себя, чтобы, разделив смерть, сделать из мертвых бессмер-
тных (что показал Он на самом себе Своим воскресением)
и из злополучных — блаженных (ибо блаженным не
переставал быть никогда).
Таким образом, один посредник — посредник злой,
разделяющий друзей; другой — Посредник благой, прими-
ряющий врагов. Поэтому посредников-разделителей много,
ибо блаженное множество является блаженным через об-
щение с единым Богом, лишенное же этого общения и
вследствие этого злополучное множество злых демонов,
скорее препятствующее, чем помогающее своим посред-
ничеством достижению блаженства, уже самим, так сказать,
своим множеством зафаждает себе путь к достижению
единого и дающего счастье блага. Чтобы достигнуть этого
блага, нам нужен был один Посредник, а не многие, и
именно Тот, через общение с Которым мы и блаженны,
т. е. несотворенное Слово, Коим сотворено все. Впрочем,
Он Посредник не потому, что — Слово: ибо бессмертное
и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных
смертных, а потому, что — человек. Этим самым Он
показал, что для достижения не только блаженного, но и
делающего блаженным блага мы не должны искать иных
посредников, которые бы могли облегчить нам путь к
нему; ибо блаженный и подающий блаженство Бог, сде-
лавшись причастным нашего человечества, указал нам
кратчайший путь для приобщения к Его божеству. Осво-
бождая нас от смертности и злополучия, Он приводит нас
не к бессмертным и блаженным ангелам, дабы через
общение с ними и мы были блаженны и бессмертны, но
к самой Троице, через общение с Которой блаженны и
сами ангелы. Таким образом, соблаговолив принять образ
391