Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/389"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
— как обычно говорят о среднем, что оно не есть ни
высшее, ни низшее, — сказать, что они ни блаженны,
ни злополучны, подобно деревьям или животным, лишен-
ным разума, мы не можем. Существа, уму которых присущ
разум, необходимо должны быть или блаженными, или
злополучными. Также точно не можем мы сказать и того,
что демоны ни смертны, ни бессмертны. Все живущее
или живет вечно, или оканчивает свою жизнь смертью.
Сам Апулей назвал демонов "по времени вечными".
Остается допустить, что эти средние существа имеют
одну черту из двух высших и одну — из двух низших.
Ибо, если они будут иметь обе низшие или обе высшие,
они средними не будут, но или примкнут к высшим
существам, или ниспадут в разряд низших. Действительно,
если обе эти особенности, как показано, не могут быть
чужды демонам, то средними существами демоны останутся
в том только случае, если от высшей и низшей сторон
будут иметь по одной. Но поскольку от низшей стороны
они не могут иметь вечности, которой здесь нет, то эту
особенность они имеют от стороны высшей; а чтобы
положение их было действительно средним, другая осо-
бенность, которую они должны иметь от низшей стороны,
есть ничто иное, как злополучие. Итак, и по мнению
платоников высшим существам, богам, принадлежит или
блаженная вечность, или вечное блаженство; низшим,
людям, или злополучная смертность, или смертное злопо-
лучие; средним, демонам, или злополучная вечность, или
вечное злополучие.
Те же пять признаков, с помощью которых Апулей
определяет демонов, не представляют их, как он обещал,
существами средними: три из этих признаков, говорит он,
принадлежат им наравне с нами, а именно — что демоны
суть существа по роду животные, по уму разумны, по
душе — подверженные страстям; один принадлежит им
наравне с богами, тот, что они по времени вечны; и один
их собственный, а именно — что они по телу воздушны.
Каким же образом они — существа средние, когда с
высшими разделяют один признак, а с низшими — три?
Кому не видно, насколько они, оставив среднее положе-
387