Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/388"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
вечная и непрерывная, а здесь — скоропреходящая и
короткая, и духовные способности там возвышены до
блаженства, а здесь — уничижены до жалкого состояния".
В этих словах я нахожу три противоположности, отлича-
ющие две крайние области природы, высшую и низшую.
Ибо первоначально указанные три величественные особен-
ности богов он потом, хотя и другими словами, повторяет,
чтобы противопоставить им другие три противоположные
черты, присущие людям. Относящиеся к богам три осо-
бенности следующие: возвышенность места, непрерывное
продолжение жизни, совершенство природы. При повто-
рении же их другими словами он противопоставляет им
три их противоположности, характерные для человеческого
состояния. Он говорит: "И жилища высшие от низших
отделены громадным расстоянием (потому что говорил о
высоте места), и жизнь там вечная и непрерывная, а здесь
— скоропреходящая и короткая (так как говорил о не-
прерывном продолжении жизни), и духовные силы там
возвышены до блаженства, а здесь — уничижены до
злополучия (ибо говорил о совершенстве природы)". Итак,
им указаны три особенности, связанные с богами: возвы-
шенность места, непрерывное продолжение жизни, бла-
женство; и три их противоположности, относящиеся к
людям: низменность места, смертность, злополучие.
Глава XIII
Из этих трех особенностей, характеризующих богов и
людей, относительно места в приложении к демонам не
может быть никаких возражений, так как Апулей предс-
тавляет их занимающими средину. Между самым высшим
и низшим вполне естественно предполагается место сред-
нее. Большего внимания требуют две других, относительно
которых нужно показать, каким образом они могут быть
или чужды демонам, или усвоены им, но усвоены в такой
мере, чтобы среднее положение демонов не казалось при
этом нарушенным. Чуждыми демонам они быть не могут.
Если демоны суть животные разумные, то сказать о них,
386