Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XI
Апулей говорит, правда, что и души людей суть де-
моны; что люди становятся ларами, если жили доброде-
тельно; лемурами или ларвами, если жили порочно; богами
же манами называются-де те, о которых с точностью не
известно, были ли они добродетельны или порочны. Но
кто, если он человек хоть немножко мыслящий, не пой-
мет, какая в этом мнении открывается пропасть для
нравственного развращения? В самом деле, как бы люди
ни были непотребны, но, думая, что они после смерти
сделаются ларвами, или, по крайней мере, богами-манами,
они делаются еще тем хуже, чем более в них желания
вредить; так как им внушается мысль, что после смерти
к ним будут обращаться даже с некоторыми жертвопри-
ношениями в виде культа, чтобы они причиняли вред.
Ибо, по словам его, ларвы суть демоны вредные, про-
изошедшие из людей. Впрочем, это уже другой вопрос.
Но отсюда, по его словам, добрые по-гречески называются
eu5cunove<;, — добрыми душами, т. е. добрыми демонами.
Он подтверждает этим мнение, что души людей суть
демоны.
Глава XII
Но в данном случае у нас идет речь о тех демонах,
которых, как занимающих среднее положение между бога-
ми и людьми, Апулей определяет в их действительной
природе, говоря, что они по роду животные, по уму —
разумны, по душе — подвержены страстям, по телу —
воздушны, по времени — вечны. Показав перед тем
различие по месту и достоинству природы между богами,
занимающими высочайшее небо, и людьми, населяющими
исподнюю землю, он в заключение говорит: "Таким об-
разом, мы имеем два рода живых существ, четко отличая
богов от людей высотою места, непрерывным продолжени-
ем жизни, совершенством природы, и не допуская между
ними никакого сближения: ибо и жилища высшие от
низших отделены громадным расстоянием, и жизнь там
385