Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
головою вниз, с блаженными богами разделяют рабству-
ющее тело, а со злополучными людьми — господствующий
дух; в низшей части возвеличены, а в высшей — унижены.
Таким образом, если бы кто-нибудь и подумал, что они
разделяют с богами вечность, потому что никакая смерть
не разлучает их души с телами, на тело их, во всяком
случае, нужно смотреть не как на вечную колесницу
увенчанных властью и честью, а как на вечную темницу
осужденных.
Глава X
Плотин пользуется заслуженной известностью, как че-
ловек, лучше других (по крайней мере, на сегодняшний
день) понявший Платона. Рассуждая о человеческих душах,
он говорит: "Милосердный Отец сотворил для них смерт-
ные узы". Таким образом, в том, что люди по телу
смертны, Плотин видит милосердие Бога Отца, не захо-
тевшего, чтобы люди вечно оставались в бедственных
условиях настоящей жизни. Такого милосердия не удос-
тоено злочестие демонов: при несчастии иметь душу,
подверженную страстям, они получили тело не смертное,
как люди, а вечное. Они были бы счастливее людей, если
бы с людьми разделяли смертное тело, а с богами —
блаженный дух. Могли бы они быть такими же, как и
люди, если бы наравне с ними удостоились иметь вместе
со злополучною душой и смертное тело; но при том лишь
условии, если бы у них была какая-нибудь способность
к благочестию, чтобы они по крайней мере в смерти
могли находить успокоение от бедствий. В настоящем же
своем состоянии они по сравнению с людьми не только
не счастливее, обладая злополучною душой, но и гораздо
несчастнее, ибо заключены в вечные оковы тела. Никакого
преуспеяния в благочестии и мудрости, которое могло бы
обратить демонов в богов, Апулей не допускал, коль скоро
яснейшим образом назвал их демонами вечными.
384