Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
помощь к несчастным, ни страха, когда спасают тех из
находящихся в опасности, которых любят. Люди, не умея
выразить это иначе, применяют и к ним названия этих
страстей; но применяют ради некоторого сходства в дейст-
виях, а не с целью указать на несовершенство их душевных
движений. Так и сам Бог, хотя по Писанию и гневается,
однако не подлежит никакой страсти. Ибо под гневом
Его разумеются карательные действия, а не возмущенное
душевное состояние.
Глава VI
Отложив пока этот вопрос о святых ангелах, посмотрим,
каким образом демоны, представляющие собою, по словам
платоников, посредников между богами и людьми, волну-
ются бурею страстей. Если бы демоны подвергались дви-
жениям этого рода так, что ум их оставался бы при этом
свободным от них и господствовал над ними, Апулей не
сказал бы, что они, "при похожем движении сердца и
колебании ума, испытывают страстные волнения, связанные
с их помыслами". Значит, сам ум их, т. е. высшая часть
души, благодаря которой они суть существа разумные, и
в которой над мятежными страстями низших частей души,
умеряя и обуздывая их, господствовали бы добродетель и
мудрость, если бы они у них были, — сам, говорю, ум
их волнуется, как сознается упомянутый платоник, бурею
страстей. Таким образом, ум демонов подвержен страстям
вожделений, страхов, гнева и прочим того же рода. Какая
же, спрашивается, часть их природы свободна и обладает
мудростью, благодаря которой они были бы угодны богам
и служили бы для людей примером добрых нравов, если
подверженный порокам страстей и ими подавленный ум
их все, что только имеет по природе разумного, направляет
ко лжи и обману тем сильнее, чем больше овладевается
желанием вредить?
379