Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ством, — каким образом эти демоны, якобы состоящие
с богами в дружественных и близких отношениях, могут
посредствовать между добродетельными людьми и добрыми
богами? Оказалось, что это никак невозможно.
Глава II
Настоящая книга, как обещали мы в конце предыдущей,
будет посвящена рассуждению не о различии (если они
таковое допускают) между богами, которых они называют
добрыми, и не о различии между богами и демонами, из
коих первых они помещают слишком далеко от людей, а
последним дают место между богами и людьми, а о
различии между самими демонами; что, собственно, и
относится к поставленному вопросу. Ибо очень многие
имеют обыкновение называть одних демонов добрыми, а
других злыми. Платоникам ли, или кому бы там ни было
еще принадлежит это мнение, — оставлять его без рас-
смотрения ни в коем случае не следует: чтобы кто-нибудь,
вообразив, что должен следовать мнимо-добрым демонам,
— в ту пору как будет стараться и добиваться с помощью
их, как посредников, соединиться с богами, которых всех
считает добрыми, чтобы быть с ними после смерти, —
опутанный и обманутый лживостью злых духов, не укло-
нился далеко от истинного Бога, в Котором одном, с
Которым одним и от Которого одного разумная и мыслящая
человеческая душа бывает блаженной.
Глава III
Какое же различие между богами и злыми демонами?
Платоник Апулей, рассуждая о них и очень много говоря
о их воздушных телах, не сказал ничего о их душевных
добродетелях, которыми они были бы одарены, если бы
были добрыми. Таким образом, он умолчал о том, что
служит причиной блаженства, но не смог умолчать о том,
что служит признаком злополучия, признав, что ум их,
372