Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/373"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
КНИГА ДЕВЯТАЯ
Глава I
Некоторые думали, что есть боги и добрые, и злые;
некоторые же, будучи о богах лучшего мнения, высказы-
вались о них с таким уважением и похвалами, что не
осмеливались считать кого-либо из них злым. Те, по
мнению которых одни из богов добры, а другие — злы,
именем богов называли и демонов; хотя и богов, гораздо,
впрочем, реже, называли демонами; так что у Гомера
находят место, где он и самого Юпитера, считающегося
царем и главою богов, называет демоном. Те же, слывущие
людьми добрыми, по мнению которых все боги добры и
своею добротой далеко превосходят людей, приходят в
справедливое смущение, видя такие действия демонов,
отрицать которых не могут, и полагая, что этих действий
ни в коем случае не могут совершать боги, которые, по
их представлению, все добры, вынуждены признать раз-
личие между богами и демонами: так что все, что в злых
делах или душевных расположениях, в которых невидимые
духи обнаруживают свою силу, им справедливо не нравится,
все это они считают делами демонов, а не богов.
Но так как этих же самых демонов они представляют
посредниками между богами и людьми (в непосредственное
общение с человеком не входит, говорят они, ни один
бог), передающими богам желания людей, а людям —
волю богов; и так как мнение это принадлежит первосте-
пенным и известнейшим из философов, платоникам, с
которыми, как с наилучшими, мы решили вместе искать
ответ на вопрос, полезно ли в деле приобретения блаженной
жизни, имеющей наступить после смерти, почитание мно-
гих богов; то в предыдущей книге мы и спросили: каким
образом демоны, услаждающиеся такими вещами, которых
отвращаются и которые осуждают люди добрые и благо-
разумные, т. е. кощунственными, позорными, преступными
вымыслами поэтов, причем не о каких-либо людях, но о
самих богах, и злодейским, караемым законами чародей-
371