Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/368"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
богов в храмах, а мы чтим мертвых в гробах. Таково уж
крайнее ослепление людей нечестивых, что они спотыка-
ются о горы и не хотят видеть вещей, находящихся у них
перед носом; поэтому и не обращают внимания на то,
что во всех языческих сочинениях едва ли найдутся (если
вообще найдутся) какие-нибудь боги, которые не были бы
людьми, и что, следовательно, божественные почести воз-
давались мертвым. Не буду говорить, что, по словам
Варрона, всех умерших они считали подземными богами,
и что Варрон доказывает это на примере самого культа,
который воздавался почти всем умершим; причем упоми-
нает и похоронные игры, как преимущественное доказа-
тельство божественности, потому что игры совершались
обыкновенно только в честь божеств.
Сам Гермес, о котором идет у нас речь, в той же
самой книге, в которой оплакивает якобы предсказываемое
им будущее и в которой говорит: "Тогда страна эта,
святейшая отчизна капищ и храмов, будет переполнена
гробами и мертвыми", сам Гермес там же свидетельствует,
что боги Египта были умершими людьми. Сказав, что
прадеды его сильно заблуждались в своих представлениях
о богах и по неверию и отвращению от культа и религии
божественной изобрели искусство делать богов, он про-
должает: "Изобретя же это искусство, они придали ему
соответствующую природную силу; придавая же последнее,
они, так как душ сотворить не могли, то, вызывая души
демонов или ангелов, вложили эти души в святые изо-
бражения и божественные мистерии, так что посредством
их идолы обрели силу делать добро и зло"; а затем
переходит как бы к подтверждению этого примерами и
говорит: "Таков, Асклепий, твой дед, первый изобретатель
медицины, которому посвящен храм у горы Ливийской,
подле берега крокодилов; в том храме лежит его человек,
принадлежащий миру, т. е. тело; а человек остальной,
или, вернее, настоящий, если человек настоящий — в
чувстве жизни, человек лучший возвратился на небо и
подает больным людям и в настоящее время всякого рода
помощь силой своего божества, как прежде подавал ее
силой медицинского искусства". Таким образом, он дает
366