Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/367"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXV
Итак, искать благосклонности или благодеяния богов,
вернее, добрых ангелов, следует отнюдь не через предпо-
лагаемое посредство демонов, а через уподобление им
добрым расположением души, совместную с ними жизнь,
совместное с ними почитание Бога, Которого и они
почитают, хотя мы их телесными глазами и не можем
видеть. И чем более нравственное состояние наше жалко
из-за отличия нашего душевного расположения от их, тем
более мы от них далеки в силу преступности нашей жизни,
а не по месту, занимаемому телом. Мы разъединяемся не
потому, что живем на земле по условиям телесной жизни,
а потому, что сердце наше привязано к нечистоте земной.
Если же мы исцеляемся и делаемся такими же, как они,
то, несомненно, приближаемся к ним, коль скоро веруем,
что достигаем, при содействии и с их стороны, блаженства
в Том, Кем блаженны и они.
Глава XXVI
Тут следует заметить, что этот Египтянин, оплакивая
наступление времен, когда Египет освободится от этих
установлений, обязанных своим происхождением, по его
же собственному признанию, людям сильно заблужда-
ющимся, неверующим и отвратившимся от культа божес-
твенной религии, между прочим, говорит: "Тогда страна
эта, святейшая отчизна капищ и храмов, будет переполнена
фобами и мертвыми". Как-будто, если бы упомянутые
установления оставались, люди не умирали бы, или мертвые
погребались бы где-нибудь в другом месте, а не в земле.
Ведь, во всяком случае, чем больше проходило бы времени,
тем больше увеличивалось бы количество гробов по причине
большего числа умерших. Но он скорбел, очевидно, о
том, что место храмов и капищ их займут памятники
наших мучеников: и тех читателей, которые будут читать
это с враждебным к нам и превратным расположением
души, старался навести на мысль, что язычники-де чтили
365