Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и говорит, что прадеды его изобрели это искусство делать
богов вследствие сильного заблуждения, неверия и отвра-
щении от культа и божественной религии, то что остается
говорить, или лучше — делать, как не благодарить посильно
Господа Бога нашего, Который уничтожил все это причи-
нами, противоположными тем, какими оно было установ-
лено? Ибо, что установило сильное заблуждение, то унич-
тожила истина; что установило неверие, то уничтожила
вера; что установило отвращение от культа божественной
религии, то уничтожило обращение к единому истинному
и святому Богу.
И это не в одном Египте, который оплакивает в Гермесе
демонский дух, но и по всей земле, которая поет Господу
песнь новую, как предвозвестили о том поистине святые
и поистине пророческие Писания, в которых говорится:
"Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся
земля!" (Пс. XCV, 1). Само же надписание этого псалма
таково: "Дому, созидаемому по пленении". Ибо дом Гос-
поду, град Божий, который есть святая Церковь, созидается
по всей земле после того плена людей (представляющих
собою, когда веруют в Бога, как бы живые камни для
созидания), в котором находились они, подпав под власть
демонов. Ведь из того, что человек делал богов, вовсе не
следует, что сам делавший не подпадал под их власть,
когда через почитание входил в общение с ними, —
общение, разумею, не с бессмысленными идолами, а с
лукавыми демонами. Ибо что представляют собою идолы,
как не сказанное тем же Писанием: "Есть у них глаза,
но не видят" (Пс. CXXXIV, 16), и что вообще следует
сказать обо всем подобном, что, как бы искусно ни было
сделано, лишено жизни и чувства? Но нечистые духи,
привязанные к тем же самым идолам посредством прес-
тупного искусства, вводя в общение с собою души пок-
лонников своих, действительно налагают на них жалкие
цепи рабства. Поэтому апостол говорит: "Идол в мире
ничто... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не
Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами"
(I Кор. VIII, 4 и X, 20). Итак, после этого плена, в
котором держали людей лукавые демоны, созидается дом
362