Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Гораздо легче допустить, что, почитая богами тех, кого
создал, человек сам перестанет быть человеком, чем то,
чтобы благодаря его почитанию могли сделаться богами
те, кого создал человек. Скорее возможно, что "человек
в чести не пребудет", но по неразумию "уподобится
животным, которые погибают" (Пс. XLVIII, 13), чем что
творение человеческое станет выше творения Божия, соз-
данного по образу Божию, т. е. самого человека. Поэтому
человек действительно изменяет Создавшему его, если дает
власть над собою своему же созданию.
Эту-то суетность, этот обман, эти зловредные и свято-
татственные вещи оплакивал Гермес Египтянин, зная, что
наступит время, когда их более не будет; и оплакивал с
таким же бесстыдством, с каким неблагоразумием знал.
Не Дух Святый открыл ему это, как открывал святым
пророкам, которые, предвидя это, с восторгом говорили:
"Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем
не боги?" (Иер. XVI, 20). И в другом месте: "И будет в
тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена
идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы"
(Зах. XIII, 2). В частности же о Египте, — что прямо
касается данного предмета, — святой Исайя пророчествовал
так: "И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и
сердце Египта растает в нем" (Ис. XIX, 1), и прочее в
том же роде. Из числа таких же пророков были и те,
которые, зная об имеющем совершиться, выражали ра-
дость, когда оно совершалось. Таков был Симеон, такова
Анна, радовавшиеся о только что совершившемся рожде-
нии Иисуса (Лук. II, 28, 38); такова была Елисавета,
узнавшая по Духу о только что совершившемся зачатии
Его (Лук. I, 43); таков же был Петр, который, по откро-
вению Отца, сказал: "Ты — Христос, Сын Бога Живого"
(Мф. XVI, 16). А Египтянину этому предсказали о до-
лженствующем наступить времени гибели своей те духи,
которые и присутствовавшему во плоти Господу с трепетом
говорили: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел
Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф. VIII, 29).
Говорили так потому, что это было для них неожиданно:
ибо хотя они и знали, что это будет, но полагали, что
359