Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
средину между богами и людьми, как вестники и пос-
редники, от нас передавая наши молитвы, а к нам принося
помощь богов; но представляют они из себя духов, обу-
янных страстью вредить, совершенно чуждых справедли-
вости, надменных и гордых, мучимых завистью, хитрых и
коварных. Хотя они и обитают в воздухе, поскольку,
будучи низвергнуты с высоты небесной, в наказание за
безвозвратное падение осуждены на заключение в нем как
в подходящей для них темнице; тем не менее, в силу
только того, что воздух занимает место выше земли и
воды, по достоинству своему они не выше людей, которые
весьма легко берут над ними верх не земным телом, а
благочестием души, коль скоро избирают в помощники
истинного Бога.
Но над многими, которые недостойны участия в истин-
ной религии, они действительно господствуют как над
пленными и покорными слугами: потому что ложными
чудесами или предсказаниями убедили большую часть из
них считать себя богами. Некоторых же, кто несколько
внимательнее всматривался в их преступный образ дейс-
твий, убедить в том, что они боги, они не смогли; и
потому выдали себя за посредников между богами и
людьми, за ходатаев. Но и те люди, которые не думали
отдавать им даже и этой чести и не считали их богами,
потому что находили злыми, а богов всех представляли
добрыми, не осмеливались все же утверждать, что они
недостойны божественного почитания. Это главным обра-
зом потому, что они не хотели нанести оскорбления
народам, которые по застарелому суеверию чтили их столь-
кими обрядами культа и храмами.
Глава XXIII
Иного образа мыслей относительно их держался и
высказывал в своих сочинениях Гермес Египтянин, назы-
ваемый также Трисмегистом*. Ибо Апулей, хотя богами
* Трисмегист — Трижды Величайший.
356