Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
зрелищем ложных преступлений богов; не вступает в
общение с человеком, наказывающим по справедливым
законам преступления магов, но вступает с демоном,
который учит магическим искусствам и дает им силу; не
вступает с человеком, избегающим подражать демонам, но
вступает с демоном, старающимся обмануть человека.
Глава XXI
Конечно (нам скажут), что неизбежная необходимость
такой бессмыслицы и нелепости заключается в том, что
эфирные-де боги в своем попечении о человечестве не
знали бы решительно ничего, что делают земные люди,
если бы их не возвещали о том воздушные демоны; потому
что эфир от земли высоко и далеко, а воздух смежен и
с эфиром, и с землею. Удивительная мудрость! Представляя
всех своих богов наилучшими, что же они думают о них?
Думают, что они заботятся о делах человеческих, ибо
иначе они оказались бы не заслуживающими почитания;
но в то же время полагают, что по причине расстояния
они не знают о делах человеческих, чтобы тем самым
показать необходимость демонов и этим оправдать почи-
тание их: так как боги через них-де только и могут
узнавать о том, что делается у людей, и помочь людям
там, где это нужно. Но если это так, то добрым богам
более известны демоны благодаря общности их тел, чем
человек благодаря его доброй душе. Крайне прискорбная
необходимость, а лучше сказать — смешная и отвратитель-
ная суетность, чтобы не счесть суетным само божество!
Ведь если боги в состоянии своим свободным от телесности
духом видеть нашу душу, то они не нуждаются для этого
в посредничестве демонов. Если же эфирные боги наблю-
дают телесным образом телесные же проявления душевных
движений, как-то: выражения лиц, речи, жесты, и отсюда
заключают о том, что передают им демоны; то и они
могут легко быть обманутыми демонской ложью. А если
божественность богов не может быть обманута демонами,
353