Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/348"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
точно также могло случиться, что и демоны, хотя и более
воздушны, чем мы, земные, но отнюдь не лучше нас
только потому, что воздух выше земли; наоборот, люди
должны считаться выше их на том основании, что их
(демонов) отчаяние не может идти ни в какое сравнение
с надеждою людей благочестивых. Да и т<£ мнение Платона,
по которому он сопоставляет и распределяет четыре стихии
так, что между двумя крайними, самым подвижным огнем
и неподвижной землею, полагает воздух и воду; так что
насколько воздух выше воды, а огонь — воздуха, настолько
же и вода выше земли, — само это мнение Платона
достаточно убеждает нас, что достоинство живых существ
не измеряется степенями стихий. Тот же Апулей называет
человека земным животным, хотя он ставится гораздо
выше животных водных, между тем как воду Платон ставит
выше земли: он, таким образом, дает нам понять, что
при определении достоинства душ мы не должны держаться
того порядка, который замечается в постепенном усовер-
шенствовании тел; но, возможно, что и лучшая душа
может обитать в теле низшем, а худшая — в высшем.
Глава XVI
Говоря о нравах демонов, тот же самый платоник
утверждает, что они волнуются теми же душевными страс-
тями, какими и люди, раздражаются оскорблениями, уми-
лостивляются угодливостью и дарами, любят почет, услаж-
даются разными священными обрядами и приходят в гнев,
если в этих обрядах бывает сделано какое-нибудь упущение.
Между прочим, к ним, по словам его, относятся и
предсказания авгуров, гаруспиков, прорицателей и снов;
от них же происходят и чудеса магов. Давая им краткое
определение, он говорит: "Демоны по роду животные, по
душе — подвержены страстям, по уму — разумны, по
телу — воздушны, по времени — вечны; из этих пяти
свойств три первые у них те же, что и у нас, четвертое
принадлежит исключительно им, а пятое — общее у них
с богами". Но я нахожу, что и из первых трех, которые
346