Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— воздух. Соответственно различному достоинству занима-
емого ими места, различается и природа их. Боги могу-
щественнее и людей, и демонов; люди же стоят ниже и
богов, и демонов как по разряду стихий, так и по своему
значению. Демоны, таким образом, занимают середину:
насколько должны они считаться ниже богов, как имеющие
низшее сравнительно с ними местопребывание; настолько
же должны считаться выше людей, как поставленные выше
их. С богами их роднит бессмертие их тел, а с людьми
— душевные страсти. Поэтому, — продолжают они, —
нет ничего удивительного в том, что демоны находят
удовольствие в бесстыдных зрелищах и в фантазиях поэтов;
они увлекаются человеческими наклонностями, от которых
далеки и которым всячески чужды боги. Из этого следует,
что Платон, объявляя поэтические вымыслы нечестивыми
и запрещая их, лишал наслаждения сценическими играми
не богов, которые все добрые и стоят выше этого, а
демонов".
Хотя подобные мнения встречаются и у других, но
Апулей, Мадаврийский платоник, написал об этом исклю-
чительном предмете даже целую книгу, которую озаглавил:
"О боге Сократа". В этой книге он подробно разбирает
и объясняет, какого рода было то божество, которое имел
при себе и с которым находился в некоторого рода дружбе
Сократ, — божество, предупреждавшее его обыкновенно,
как говорят, чтобы он не делал чего-нибудь, когда то,
что он думал делать, должно было иметь несчастный ис-
ход. Он говорит совершенно ясно и доказывает с полной
основательностью, что это был не бог, а демон, развивая
со строгой последовательностью упомянутое мнение Пла-
тона о высоком положении богов, низком людей и среднем
демонов. Но если это действительно так, то с какой целью
решился Платон, изгоняя из гражданского общества поэтов,
отнять театральные удовольствия если и не у богов, то,
по крайней мере, у демонов, как не с той, чтобы побудить
этим человеческую душу, хотя и помещенную пока в
смертных членах, презирать из уважения к добродетели
мерзкие веления демонов и в высшей степени честно
осудить и запретить это, так как со стороны демонов
343