Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
причина устройства вселенной, свет для восприятия истины
и источник, откуда черпается счастье.
Кто бы эти философы ни были, платоники ли, или
какие-либо другие, но если они мыслят о Боге так, —
они мыслят согласно с нами. Мы же решили вести речь
об этом по преимуществу с платониками потому, что
сочинения их более известны. Сами греки, язык которых
наиболее распространен среди других народов, прославили
их повсюду. И латиняне, побуждаемые их превосходством
и особой известностью, охотнее изучали их сочинения, и
переводом последних на наш язык возвысили уважение к
ним и облегчили их понимание.
Глава XI
Некоторые, соединенные с нами в благодати Христовой,
удивляются, когда слышат или читают, что Платон имел
такой образ мыслей о Боге, который они находят очень*
близким к истине нашей религии. Вследствие этого не-
которые думали, что он, пребывая в Египте, слушал
пророка Иеремию, или во время самого путешествия читал
пророческие писания. Такого рода мнения я изложил в
некоторых своих сочинениях*. Но тщательное вычисление
времени, составляющее предмет исторической хроники,
показывает, что Платон родился спустя почти сто лет
после того, как пророчествовал Иеремия. Затем, хотя
Платон прожил восемьдесят один год, от года смерти его
до того времени, когда Птолемей, царь Египта, выпросил
из Иудеи пророческие книги еврейского народа и поза-
ботился об их переводе и переписке при помощи 70-ти
мужей еврейских, знавших греческий, прошло, как ока-
зывается, почти шестьдесят лет. Поэтому во время того
своего путешествия Платон не мог ни видеть Иеремию,
умершего за столько лет прежде, ни читать эти писания,
еще не переведенные в то время на греческий язык, в
котором он был силен.
* De Doctrina Christiana, lib. II, cap. 28.
338