Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/328"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
смерти Сократа породила весьма многих последователей
его философии, старавшихся посвятить свои труды иссле-
дованию вопросов нравственных, относящихся к тому
высочайшему Благу, которое одно может сделать человека
блаженным.
Так как Сократ в своих рассуждениях касался всего,
все защищал и все опровергал, коль скор<£ оно не являлось
с полной очевидностью, то они и заимствовали из них,
что кому нравилось, и определили конец блага каждый
по собственному разумению. Концом же блага называется
то, по достижении чего каждый делается блаженным. Об
этом конце сократики имели между собою до того раз-^
личные мнения, что (трудно поверить, чтобы это могли
делать последователи одного учителя) некоторые называли
высочайшим благом наслаждения, как Аристипп, а неко-
торые — добродетель, как Антисфен; другие же думали
об этом предмете иначе, каждый по-своему, так что
вспоминать о них было бы долго.
Глава IV
Из учеников Сократа вполне заслуженно наибольшую
славу приобрел Платон, совершенно затмивший остальных.
Хотя он был афинянин, уроженец города, пользовавшегося
особой знаменитостью у соотечественников, и удивитель-
ными дарованиями своими далеко превосходил своих со-
учеников, однако, не считая ни своих собственных сил,
ни сократического учения достаточными для достижения
совершенства в философии, долгое время путешествовал
повсюду, куда бы ни привлекла его чья бы то ни было
известность надеждою приобрести новые знания. Так, он
изучил в Египте все, что там считалось великим и что
преподавалось. Перейдя оттуда в те части Италии, где
пользовались славою пифагорейцы, он легко усвоил сущ-
ность тогдашней италийской философии, выслушав наи-
более знаменитых местных учителей. Но так как он
особенно любил учителя Сократа, то, представляя его
говорящим почти во всех своих речах, он и то, что узнал
326