Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/326"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ления, мог предсказывать затмения солнца и луны. Он
полагал, что началом всех вещей является вода, и что из
нее происходят все стихии мира, даже сам мир и все,
что рождается в нем. Участия же в этом творении, на
которое мы, при рассмотрении мира, взираем с таким
удивлением, божественному уму он не приписал никакого.
Преемником его был Анаксимандр, его слушатель; этот
изменил мнение о природе вещей. Он полагал, что все
вещи рождаются не из одного элемента, — как у Фалеса,
например, из влаги, — но каждая из своих собственных
особых начал. Он представлял, что этих начал отдельных
вещей существует бесконечное множество; что они произво-
дят бесчисленные миры и все, что в них рождается; что
эти миры то разрушаются, то снова возрождаются, смотря
по тому, насколько каждый из них может продолжать свое
существование. И этот философ в своем понимании мирот-
ворения не приписал ничего божественному уму.
Учеником и преемником своим он оставил Анаксимена.
Последний усвоил все причины вещей бесконечному воз-
духу; богов не отрицал и не умолчал о них; однако же
полагал, что не воздух сотворен ими, но что сами они
произошли из воздуха. Анаксагор же, его слушатель, пред-
ставлял творцом всех тех вещей, которые мы видим,
божественный дух, и утверждал, что роды всех вещей
образуются из безграничной материи, состоящей из сходных
между собою частиц, по свойственным каждому из них
моделям и формам, но при содействии божественного
духа. В то же время другой слушатель Анаксимена, Диоген,
утверждал, что материей вещей, из которой происходит
все, служит воздух, но что воздух этот одарен божественным
разумом, без которого ничего не могло бы из него
произойти. Преемником Анаксагора был служитель его
Архелай; и этот полагал, что из сходных между собою
частичек, из которых образуются некоторые особи, проис-
ходит все; но утверждал, что этому присущ и ум, который
соединением и разъединением вечных тел, т. е. упомянутых
частиц, производит все. Говорят, что Сократ, учитель
Платона, ради которого я все это припомнил, был его
учеником.
324