Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
содержание естественной теологии применить к настоящему
миру или душе, а те признают Бога стоящим выше всякой
природы души: потому что Он творит не только этот
видимый мир, часто называемый именем неба и земли,
но и всякую вообще душу; и душу разумную и мыслящую,
каковой и является душа человеческая, сообщением Своего
неизменяемого и бестелесного света делает блаженной.
Этих философов, называемых платониками по имени их
учителя Платона, знает всякий, кто хоть немного слышал
об этом. О самом Платоне, насколько считаю необходимым
для настоящего сочинения, я скажу несколько слов, упо-
мянув прежде о тех, которые предшествовали ему по
времени в том же роде сочинений.
Глава II
Что касается греческой литературы, пользующейся наи-
большею славой сравнительно с литературами других на-
родов, то в ней различают два рода философов: один
италийский, из той части Италии, которая некогда назы-
валась Великой Грецией; другой ионийский, из тех стран,
которые и в настоящее время носят название Греции.
Италийский род имел своим родоначальником Пифагора
Самосского, от которого, говорят, получила свое имя сама
философия. До того времени всех, которые казались пре-
восходящими других некоторым видом похвальной жизни,
называли мудрецами; а когда спросили его, чем он занима-
ется, он отвечал, что он философ, т. е. занимающийся
мудростью, любитель ее: потому что назвать себя мудрецом
считал крайне высокомерным.
Родоначальником же ионийских философов был Фалес
Милетский, один из тех семи, которых древние называли
мудрецами. Шестеро из них отличались особым образом
жизни и некоторыми правилами, учившими добродетели,
а этот Фалес, оставивший после себя учеников, выделялся
тем, что занимался исследованием природы вещей и пись-
менно изложил свои рассуждения; особенное удивление
возбуждал он тем, что, открыв астрономические вычис-
323