Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/322"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Если же к воде примешивалась кровь, то это давало
возможность спрашивать и мертвых и называлось у греков
некромантией. Но назвать ли ее гидромантией или не-
кромантией, во всяком случае это именно тот род гаданий,
в котором предсказания даются от лица мертвых. К каким
искусствам они прибегали для этого — дело их. Я не
буду говорить о том, что даже в провинциях и до
пришествия Спасителя такого рода искусства обыкновенно
запрещались и преследовались законами. Тем не менее,
Нума именно с их помощью узнал те культы, обряды
которых он сделал общеизвестными, а причины — скрыл.
До такой степени он сам испугался того, о чем узнал.
Когда же книги, в коих эти причины были изложены,
обнаружились, сенат их сжег. С какой же стати Варрон
приводит для этих обрядов невесть какие физические
причины? Ведь если бы именно они приводились в тех
книгах, их бы, несомненно, не сожгли. Разве отцы-сена-
торы сожгли книги самого Варрона, написанные им и
посвященные понтифику Цезарю? А то, что Нума Помпи-
лий использовал воду для своей гидромантии, послужило
поводом к рассказу, будто его супругой была нимфа Эгерия,
как о том написал сам Варрон.
Итак, посредством этой гидромантии упомянутый римс-
кий царь, страстно стремившийся проникнуть в недоступ-
ные человеку тайны, узнал те обряды культа, которые
имели понтифики изложенными в своих книгах, и те
причины обрядов, о которых не хотел, чтобы они стали
известными кому-либо, кроме него. Изложив их отдельно,
он заставил их, так сказать, умереть вместе с собою.
Полагаю, это потому, что там были изложены требования
демонов до такой степени грязные и преступные, что из-за
них вся гражданская теология стала бы невыносимой даже
для тех, кто спокойно принял многие омерзительные
обряды; или, возможно, все боги были представлены там
умершими людьми, ибо и сами демоны услаждаются подоб-
ными культами, подставляя под видом умерших самих
себя. Но тайным провидением истинного Бога было ус-
троено так, что Помпилию было попущено узнать об этом
посредством гидромантии, но не попущено было свои
320